Серьезная опасность заключается в том, что в своих решениях взрослый всегда обращает внимание лишь на содержание программ, а не на много более важные подпороговые (неуловимые для сознания) воздействия, начинающиеся, как только взгляд ребенка падает на телеэкран.

1. Замедление физического развития.

 Внимательно глядя в одну точку (а при просмотре телевидения глаза не двигаются), ребенок испытывает неестественное напряжение неподвижности, которое позже компенсируется состоянием неестественного возбуждения.

2. Ограничение двигательной активности.

 Просиживая у телевизора, ребенок совсем не двигается, что ведет к общему напряжению и снижению жизненных сил (иммунитета). 

3. Ухудшение зрения.

 Просмотр телепередач не стимулирует развитие глаз, так как не обеспечивает им естественную деятельность, как это происходит при активной деятельности. 

4. Ухудшение работы мозга. 

 Ребенок теряет способность к активному творческому мышлению. Он постоянно ждет, что необходимая информация поступит извне и становится неспособным самостоятельно генерировать собственные идеи и суждения. Сильнее проявляется критическое отношение к окружению, склонность к осуждающей оценке.

5. Задержка речевого развития.

Чем больше времени посвящается «ящику», тем меньше его остается на общение с родителями, друзьями, животными. Просмотр телевизора и задержка развития речи у детей тесно связаны между собой. Причина в том, что детская психика при просмотре передач больше направлена на визуализацию, чем на вербализацию. Исследования ученых говорят о том, что у детей, которые ежедневно смотрят телевизор по несколько часов, часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, задержка развития речи, их словарный запас очень скуден. На первый взгляд эти данные кажутся парадоксальными – ведь дети постоянно слышат человеческую речь с экрана телевизора. Тем не менее, детский мозг устроен так, что ребенок просто не может обучаться с помощью технических устройств. Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства, и мысли малыша. Многие включают телевизор сразу как только приходят с работы и выключают перед сном. А ведь даже если сами дети не смотрят телевизор, фоновый шум мешает им понимать речь родителей или старших братьев и сестер. Но дело не только в постоянном шуме. 

 Чем дольше в доме работает телевизор, тем меньше внимания мама с папой уделяют ребенку. В результате дети испытывают недостаток общения в раннем возрасте, когда оно просто необходимо для развития всех психических процессов, в первую очередь речи.

Что обычно показывают по телевизору?

Самая главная опасность, исходящая от увиденного в телевизоре, состоит в том, что дети все принимают за чистую монету, то есть у них не развито критическое мышление – поэтому они привыкают к тому, что им показывают, считают это нормальным, у них формируется определенное видение мира.

 Задумайтесь, какие модели поведения усваивает ребенок, когда смотрит мультфильмы про Тома и Джерри или популярные сериалы, такие как «Счастливы вместе»? А это все модели межличностных контактов, взаимоотношений.

 Многие каналы в погоне за рейтингами показывают сплетни, скандалы, жестокие преступления, эротику, причем часто это происходит в дневное время. 

 Плюс к этому дети копируют поведение персонажей – преувеличенная мимика, ужимки, громкий смех «за кадром», интонации, агрессивно-сексуальное поведение. Рекламные ролики навязывают детям штампы и стереотипы (красоты, успешности, счастья, легкой жизни).

Что делать?

Дозируйте время, проведенное у телевизора. Малышей до 3 лет к телевизору не приглашаем. Вред от просмотра в этом возрасте — огромный! Дети 3-6 лет — не больше 20 минут в день. Различать, где реальное, а где воображаемое, детям трудно до 7 лет. Школьникам 6-11 лет — не больше 40 минут. В это время формируется отношение к увиденному, критический взгляд на телеперсонажей. 

Очень важно: главное – не просто запретить ребёнку смотреть телевизор, а то, что вы даёте ему взамен. Запретный плод, как известно, сладок и по достижении определённого возраста ребёнок может начать смотреть просто из чувства протеста. Если же телевизор будет лишён ореола запретности и сенсационности, а у ребёнка будет достаточно занятий, чтобы занять себя в свободное время, то решить проблему телевизора будет гораздо проще.

Обращайте внимание на то, что смотрят ваши дети. Необходимо ввести домашнюю цензуру на просмотр телепередач. Не оставляйте ребенка одного. Организуйте его игру, читайте с ним книги. И если разрешаете ему смотреть телевизор, пусть это будут качественные и интересные программы, которые будут способствовать его развитию.